Главная
Блог
Выпуски
Неизданное
Картинки
Опрос
Подписка
Гостевая книга
Контакты
Ссылки
Полные версии статей

Авторский вариант статьи "Образование в США"

Западные университеты с удовольствием принимают умных иностранных студентов. В Америке обучаются и работают многие питерские химики. Несмотря на некоторые проблемы в области среднего образования, высшее образование в США является одним из лучших в мире.

В России почему-то любят заимствовать только внешние признаки: систему бакалавр–магистр, платное образование, единые экзамены. При этом умышленно игнорируются глубинные особенности американского или европейского образования, которые и позволяют им быть эффективными. Не претендуя на всесторонний охват тематики, я поделюсь некоторыми наблюдениями, сделанными в аспирантуре химического факультета Университета Питтсбурга.

Высшее образование в США начинается с Undergraduate studies (4 года) и продолжается в Graduate school (около 5 лет).

После высшей школы студенты поступают в университет, а не на какой-нибудь специфический факультет или программу. Конечно, студенты имеют определенные предпочтения, но пока они первокурсники (freshmen) перед ними открыты все дороги.

Образование платное, но американцы могут себе это позволить. Стоимость за год варьируется от 5 000 долларов в университете штата Алабамы до 40 000 долларов в Гарварде. Для умных и бедных или очень спортивных студентов обучение бесплатное, иногда со щедрыми стипендиями.

Главный плюс западной системы и минус российской – это свободный выбор классов. Не это ли делает университет Университетом, а не узкоспециализированным институтом? Студент считается достаточно взрослым, чтобы понять, какого рода знания и навыки он хочет получить за свои деньги, хотя существует некий минимум обязательных дисциплин (один курс по литературе, три курса естественных наук и т.д.) Но здесь даже математик несколько на выбор: проще для будущих юристов и продвинутая для будущих математиков. После этого огромное разнообразие литературных и языковых курсов уже не удивляет. Особенно важно то, что выбрать можно не только предмет, но и преподавателя. Органическую химию в этом семестре читают пять профессоров, и студенты вольны записаться на любой из этих курсов. Кому-то, например, посоветовали профессора Нельсона, а другой хочет слушать лекции только профессора Койде. Количество мест ограничено, поэтому нужно регистрироваться быстро. К сожалению, бывает, что преподаватель не профессионален, лекции скучны, а оценки не справедливы; тогда его курс быстро потеряет популярность. Декан за это по головке не погладит. Хочешь не хочешь, придется работать больше и готовиться лучше.

Завоевать авторитет среди студентов тяжело. Во-первых, они заплатили немаленькие деньги и хотят получить качественный и востребованный образовательный продукт. Во-вторых, заманить их только обещаниями хороших оценок не получится. Существует так называемый «curving» (не очень хорошая вещь, но применяют ее с умом, и она работает). Нельзя поставить «всем пять» (здесь это оценка «А»). В классе должно быть гауссовское распределение со средним «B», то есть «хорошо». Количество отличников не может превысить количество троечников. Поэтому студенты выбирают не добренького преподавателя, а грамотного профессора, желательно с чувством юмора.

Халявных курсов здесь нет. Получить «А» здесь значительно труднее, чем «пять» в СПбГУ. С другой стороны, за плохие оценки никого не отчислят или не допустят к продолжению обучения: человек имеет право выкидывать свои деньги на ветер.

Одна из задач преподавателя дифференцировать класс и стимулировать сильных студентов не просто выучить все, что требуется по программе, а выбиться в лидеры среди своих одноклассников. В России это, скорее всего, привело бы к нездоровой конкуренции: ведь чем слабее результаты твоих однокурсников, тем выше твоя оценка. О какой кооперации, а тем более даче списать, может идти речь? Тут в класс приходят за знаниями, необходимыми для зарабатывания денег. Атмосфера на занятиях весьма дружелюбная и посещаемость 99.5%. У нас в СПбГУ мало кто понимал, зачем надо приходить на лекцию, зачем лично им нужна химия, математика, философия. Отсрочка от службы в армии являлась убедительной причиной. В США, между прочим, призыв отменили в 1973 году.

Пара слов о списывании. В американском университете это не принято. Честь важнее денег. Если поймают со шпаргалкой, то в зависимости от профессора либо «zero» за экзамен, либо исключат из университета без права восстановления. О степени бакалавра придется забыть, так как в любом другом университете при поступлении поинтересуются причинами оставления прежней программы. Сравните с ситуацией в СПбГУ, где на потоке было не более пяти человек, за которых я мог поручиться, что они не списывают.

На втором году обучения undergradute students (теперь их называют sophomores) выбирают профилирующую дисциплину (major). Поменять ее потом будет так же сложно, как перевестись в СПбГУ с одного факультета на другой. От «major» будет зависеть дальнейший выбор классов. Многие предменты идут в очередности: органическую химию нельзя изучать, не пройдя химию общую. Индивидуальное расписание составить не сложно, так как курсов надо брать не очень много, и они обычно разнесены по времени. Фиксированных перерывов нет, звонков тоже. Обычно раньше восьми утра учиться не начинают и позже десяти вечера не заканчивают, но тут и домой два часа на электричках и метро добираться не приходится. Воскресенье – выходной, классы по субботам чрезвычайно редки, да и по пятницам тоже. В пятницу после 5 вечера их не бывает. Курс состоит из двух-трех лекций в неделю по 50-75 минут каждая. Практикум по органике – всего три часа в неделю. Кстати, лаборатории по органическому синтезу – один из любимых студентами предметов: не так часто удается что-то поделать руками. Аудиторная нагрузка типичного «undergrad'a» не превышает 12 часов в неделю, то есть около 8 пар (в СПбГУ это была бы двухдневная учебная неделя). Но классы здесь на порядок сложнее, на лекции принято ходить и слушать, а домашнее задание делать.

Первые две недели семестра длится так называемый «Add/Drop» период, когда после вводных двух-трех лекций студент может перерегистрироваться, если что-то или кто-то при личном знакомстве ему не понравился. После этого курс уже бросить так просто нельзя: во вкладыше к диплому (transcripts) появится запись, что студент за курс взялся, но его не окончил (это почти что «неуд», а может даже и хуже). Так что принимать решения надо обдуманно, почитав сайты, поговорив с опытными студентами, с профессорами. Студенты имеют огромные возможности в работе с литературой. Библиотека открыта с 8.30 утра до 20.00 вечера с понедельника по четверг, с 8.30 до 17.00 в пятницу (вечер пятницы – это начало выходных) и с 12.00 до 17.00 по субботам.

Еще одно преимущество свободного выбора предметов заключается в том, что круг твоего общения не ограничен одной группой, курсом или факультетом. За четыре года приведется учиться как с лириками, так и с физиками, как со «стариками», так и с «малышами». Добавьте к этому то, что почти все студенты живут в общежитии. Здесь нормально знать 300-400 человек из своего класса (так еще называют всех undergrads, поступивших в определенный год, около 3000 человек). СПбГУ же с его разделением на факультеты (часть из которых никогда не посетишь), на потоки и на группы не способствует сплочению студентов.

В отличие от нашей системы, когда оценку за курс целиком и полностью определяет устный экзамен во время сессии, здесь работать придется с самого начала семестра, как если бы у нас каждое домашнее задание, отчет в практикуме или коллоквиум влияли на общий результат. Как ставить оценку за курс, определяет исключительно преподаватель. Хочет – будет принимать устный экзамен у 250 студентов, а не хочет – даст тест с вариантами ответов, и проверять будет компьютер. Но чаще всего оценка определяется по результатам двух промежуточных (midterm) и итогового (final) экзаменов плюс дополнительное задание в зависимости от курса. Экзамены в подавляющем большинстве письменные. С одной стороны, это хорошо, потому что все находятся в равных условиях и есть четкие критерии для проверки. С другой стороны, устные экзамены развивают массу полезных навыков, позволяют отстаивать собственное мнение и избежать некорректных вопросов. Пересдач здесь нет, зачетов, открытия-закрытия сессии тоже. Даты экзаменов фиксированы и доводятся до сведения студентов в начале семестра. Дополнительно баллы могут даваться за домашние задания, подготовку презентации, вопросы и ответы во время лекций, написание реферата, сочинения или научного проекта.

Если общая средняя оценка выше «тройки» («С»), обязательные требования и определенное количество курсов по «major» пройдены, студент получает степень бакалавра. В Университете Питтсбурга написание курсовых или дипломных работ не предусмотрено.

Работать можно и со степенью бакалавра, но основная масса, которые хотят быть учеными, а не лаборантами, идут в аспирантуру (graduate studies). В grad school в отличие от нашей аспирантуры поступаешь на определенную программу (Department), а не к конкретному профессору. Первые два семестра посвящены продолжению профессионального обучения. «У станка еще настоишься», – справедливо полагают здесь. Предметы также на выбор. На химическом факультете Университета Питтсбурга нужно из десяти основных курсов (core courses) выбрать четыре из трех разных областей химии: по два курса за семестр. Никто не заставит аналитика учить кванты. Но никто и не запретит.

Химики не юристы и даже не врачи. Университет не только платит за обучение аспирантов, но и предоставляет им стипендии. Конечно, из обещанных $2 200 в месяц вычтут $300 на страховку и $400 на налоги, но и на оставшиеся $1 500 в Питтсбурге можно очень неплохо жить. Стипендию приходится отрабатывать помощником преподавателя (teaching assistant) или, двигая науку (reserch fellow). По окончанию grad school защищается диссертация, и присваивается степень Ph.D. (~к.х.н.). С ней открывается возможность пойти работать химиком в промышленность, но не варить сусло, а заниматься серьезными исследованиями в фармацевтической компании. В России таких нет. Средняя стартовая зарплата порядка $72 000 в год. Или можно пойти «postdoc’ом» на два-три года и затем бороться за позицию «Assistant Professor’a». Средняя стартовая зарплата порядка $45 000 в год. Зато, если получишь постоянную должность (tenure), то можно считать, что жизнь удалась. Начальства нет, и никто не может тебя уволить. Занимайся, чем хочешь. Обычно хотят учить студентов и делать большую науку. «Full professor» получает не меньше $90 000 в год только за преподавание.

Откуда же у американских университетов берутся деньги? Почему их нет в России несмотря на то, что Президент постоянно говорит, что выделяются неплохие суммы на науку?

Начнем с того, что в соотношении профессоров и студентов наблюдается существенная разница. Весь преподавательский состав химического факультета – человек тридцать пять, из них full professors (докторов наук) – одиннадцать. На химфаке СПбГУ только ученый совет – 39 человек.

Undergraduate students здесь не приписаны к факультетам. Хотя среди них chemistry majors обычно 50-60 человек, лекции и практикум общей химии проходят 1200 студентов каждый семестр, органической химии – 500 человек. Grad students на химическом факультете – 220 человек (Ph.D. обычно получают за 5-6 лет, так что размер одного класса-курса около 40 студентов), то есть в среднем шесть аспирантов на одного профессора. Добавим около ста «postdoc’ов». Например, группа одного только профессора Питера Випфа (Peter Wipf) – 40 человек – производит результатов и публикаций больше, чем все кафедры органического куста СПбГУ вместе взятые. И это реально результат идей и работы профессора Випфa. А ему еще надо гранты выбивать, преподавать, читать и писать статьи. Ученых такого уровня у нас в СПбГУ нет, и давно не было. Ситуация напоминает российскую армию, где на одного генерала приходится 800 солдат и офицеров.

Рассмотрим отдельные статьи, получившие наибольшее число цитирований за последние 15 лет, которые вполне можно считать критерием уровня профессоров, хотя и единственным. Учитываются только те статьи, где данный профессор отмечен главным (corresponding) автором. По данным базы Web of Knowledge:

 

В. Ю. Кукушкин (СПбГУ, ФОХ) – 166 цитирований на Kukushkin, V.Y.; Pombeiro, A.J.L. Addition to Metal-Activated Organonitriles. Chem. Rev. 2002, 102, 1771-1802.

 

Б. А. Носков (СПбГУ, Коллоидная химия) – 47 цитирований на Noskov, B.A Fast adsorption at the liquid-gas interface. Advances in Colloid and Interface Science 1996, 69, 63-129.

 

С. П. Туник (СПбГУ, Неорганическая химия) – 35 цитирований на Karpov, M.G.; Tunik, S.P.; Denisov, V.R.; Starova, G.L.; Nikol’skii, A.B.; Dolgushin, F.M.; Yanovsky, A.I.; Struchkov, Y.T. Reactions of diacetylene ligands with trinuclear clusters. I Reactions of 2,4-hexadiyne-1,6-diol and its dicobalthexacarbonyl derivatives with H2Os3(CO)10. Journal of Organometallic Chemistry 1995, 485, 219-225.

 

Neckers (Department of Chemistry at Bowling Green State University) – 66 цитирований на Strehmel, B.; Sarker, A.M.; Malpert, J.H.; Strehmel, H.; Neckers, D.C. Effect of Aromatic Ring Substitution on the Optical Properties, Emission Dynamics, and Solid-State Behavior of Fluorinated Oligophenylenevinylenes. J. Am. Chem. Soc. 1999, 121, 1226-1236.

 

Curran (Department of Chemistry at University of Pittsburgh) – 324 цитирования на Studer, A.; Hadida, S. Ferritto, R.; Kim, S.-Y.; Jeger, P.; Wipf, P.; Curran, D.P. Fluorous Synthesis: A Fluorous-Phase Strategy for Improving Separation Efficiency in Organic Synthesis. Science 1997, 275, 823-826.

 

Nicolaou (Scripps Research Institute) – 782 цитирования на Nicolaou, K.C.; Dai, W.-M. Chemistry and Biology of the Enediyne Anticancer Antibiotics. Angew. Chem. Int. Ed. 1991, 30, 1387-1416.

 

Это не пустые цифры. Раз сослались, значит, статья кому-то помогла, работа имела продолжение и приложение. Конечно, многое зависит от области исследования, но все же общее представление составить можно.

Не эксплуатация индейцев, а трудолюбие американцев и высокая производительность труда составляет гордость и основу благосостояния США. Делами студентов здесь на химическом факультете занимается всего один человек. В Университете Питтсбурга нет такого количества вахтеров и охранников как у нас на химфаке. Тут действительно человек с улицы может зайти в химический научный центр, подняться на пятый этаж, в комнате 516 снять ЯМР спектр и уйти восвояси.

Мне бы действительно хотелось, чтобы образование и наука в России в целом и в СПбГУ в частности хотя бы приблизилось к американскому уровню. Но результаты очередных выборов в России убеждают меня, что этому не бывать.

 
Hosted by uCoz